Методическое объединение учителей начальных классов
План работы методического объединения учителей начальных классов на 2014/2015 учебный год
Цель методической работы: создание условий для профессионально-личностного роста педагога как одного из основных условий обеспечения качества образования.
Задачи методической работы:
- Способствовать обеспечению внедрения современных образовательных технологий как значимого компонента содержания образования.
- Создать условия для повышения уровня квалификации педагога.
- Акцентировать внимание на повышении уровня самообразования каждого учителя.
- Способствовать выявлению, изучению ценного передового педагогического опыта и его распространения.
- Обеспечить методическое сопровождение функционирующих программ и проектов.
- Продолжить изучение нормативной базы ФГОС НОО.
- Совершенствовать систему внеурочной работы через обогащение содержания, форм и методов внеурочной деятельности, направленных на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса, культурных центров, организаций дополнительного образования.
Методическая тема, функции, направления и формы работы ШМО учителей начальных классов
Методическая тема:
«Развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в процессе личностно-ориентированного обучения и воспитания младшего школьника в рамках реализации ФГОС НОО».
Основные функции ШМО:
- Оказание педагогической помощи педагогам.
- Поддержка педагогической инициативы инновационных процессов.
- Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.
- Ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля.
- Взаимопосещение уроков по определённой тематике с последующим анализом и самоанализом достигнутых результатов.
- Организация открытых уроков по определённой тематике с целью обмена опытом.
- Ознакомление с методическими разработками по предметам, анализ методики преподавания.
- Изучение актуального педагогического опыта.
- Отчёты о профессиональном образовании, работа педагогов по повышению квалификации.
- Организация и проведение предметных недель.
- Укрепление материально-технической базы и приведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предметам, к соответствию современным требованиям к образованию.
Основные направления методической работы:
- Совершенствование и обогащение знаний педагогов ( знаний, различных по содержанию: предметных, частно-методических, дидактических, воспитательных, психологических, общекультурных).
- Развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы.
- Развитие современного стиля педагогического мышления учителя (таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность) и его готовность профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.
Основные формы методической работы:
- Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
- Круглые столы, проблемные семинары, педагогические мастерские, мастер-классы, презентация опыта.
- Заседания методического объединения.
- Проведение педагогических экспериментов по проблеме методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс.
- Индивидуальные консультации с учителями-предметниками, руководителем ШМО.
- Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии.Целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.
Состав ШМО учителей начальных классов
№
|
ФИО учителя
|
Класс
|
Образование
|
Квалификационная категория
|
Образовательная система
|
-
|
Бабич Людмила Ивановна
|
1
|
Высшее
|
Высшая, пр. № 01-1478 от 01.06.2012
|
Школа России / ФГОС
|
-
|
Мирохватова Ольга Викторовна
|
2
|
Высшее
|
Высшая, пр. № 01/207 от 19.06.2014
|
Школа России / ФГОС
|
-
|
Кильдюшова Светлана Михайловна
|
3
|
Высшее
|
Высшая, пр. № 01-821 от 21.03.2014
|
Школа России / ФГОС
|
-
|
Герасимова Кристина Валерьевна
|
4
|
Высшее
|
Высшая, пр. № 01/218 от 09.07.2014
|
Школа России / ФГОС
|
Темы самообразования учителей начальных классов
№
|
ФИО учителя
|
Тема по самообразованию
|
1.
|
Бабич Людмила Ивановна
|
Здоровьесберегающие технологии на уроках.
|
2.
|
Мирохватова Ольга Викторовна
|
Развитие коммуникативных навыков у младших школьников на групповых занятиях.
|
3.
|
Кильдюшова Светлана Михайловна
|
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
|
4.
|
Герасимова Кристина Валерьевна
|
Организация проектной деятельности в начальной школе.
|
Предметные методические недели
Цель: пропаганда научных знаний, развитие у школьников интереса к познанию мира, к сущности процессов и явлений.
Задачи:
- выявлять и развивать познавательный интересй учащихся по школьному курсу интересующих их предметов;
- развивать у учащихся умение самостоятельно, творчески мыслить и использовать знания и умения на практике;
- создавать необходимые условия для поддержки одаренных детей;
- способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации;
- включать учителей в творческий педагогический поиск;
- совершенствовать педагогическое мастерство учителей-предметников;
- апробировать новые достижения в области педагогических новаций.
План-график проведения предметных недель 2014-2015 учебный год
Название недели, предметы
|
Сроки
|
Декада филологических наук:
- Русский язык
- Математика
- Английский язык
- Литература
- Литературное чтение
|
17-28 ноября
|
Неделя математики и информатики:
|
2-6 февраля
|
Декада общественных и естественных наук:
- География
- История
- Окружающий мир
- Обществознание
- Основы светской этики
- Химия
- Биология
- Физика
|
6-17 апреля
|
План совещаний ШМО учителей начальных классов 2014-2015 учебный год
Заседание №1
Тема: Анализ работы МО за 2013 – 2014 учебного года. Цели и задачи по организации методической работы в новом 2014 – 2015 учебном году.
Форма проведения: инструктивно-методическое заседание.
Время проведения: 30.08.2014г.
Вопросы для обсуждения:
- Утверждение плана работы ШМО учителей начального звена на 2014-2015 учебный год.
- Нормативное-правовое обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2014/2015 учебном году.
- Учебно-методическое обеспечение преподавания учебных предметов на I ступени общего среднего образования.
- Согласование календарно-тематического планирования на 2014-2015 учебный год.
- Обсуждение и утверждение тем по самообразованию.
- Утверждение плана проведения предметных недель.
Заседание №2
Тема: Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
Форма проведения: проблемный семинар.
Время проведения: ноябрь, 2014г.
Вопросы для обсуждения:
- Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности.
- Методы педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС.
- Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках ФГОС.
- Отработка механизма учета индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (ученическое портфолио).
Заседание №3
Тема: Современный урок в соответствии с ФГОС НОО - индивидуальная стратегия профессионального роста.
Форма проведения: практико-ориентированный семинар.
Время проведения: декабрь-январь, 2015г.
Вопросы для обсуждения:
- Прохождение программ за 1 полугодие. Коррекция КТП.
- Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
- Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции.
- Анализ урока в свете новых ФГОС.
Заседание №4
Тема: Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Время проведения: март, 2015г.
Вопросы для обсуждения:
- Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников.
- Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий.
- Личностная компетентность школьника и методы её оценивания.
- Методическая копилка: отчёт по темам самообразования.
Заседание №5
Тема: Анализ результатов деятельности МО учителей начальной школы.
Форма проведения: круглый стол.
Время проведения: май, 2015г.
Вопросы для обсуждения:
- Анализ выполнения учебных программ и соответствия календарно-тематическим планам.
- Итоги 2 полугодия и года в целом. Качество знаний, обученность учащихся по предметам.
- Анализ работы МО учителей начальных классов.
- Задачи МО учителей начальных классов на 2015 – 2016 учебный год.
АНАЛИЗ
работы методического объединения учителей начальных классов МОУ СОШ № 21 в 2013-2014 учебном году
Методическое объединение учителей начальных классов МОУ СОШ № 21 в 2013-2014 учебном году продолжало работу по теме: «Формирование творческого потенциала учителя в процессе обеспечения личностно-ориентированного обучения и воспитания младшего школьника в рамках внедрения ФГОС НОО».
Были определены цель и задачи.
Цель: использование наиболее эффективных приемов, методов обучения и воспитания младших школьников на основе личностно – ориентированного обучения через освоение и внедрение современных педагогических технологий, учитывающих индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении младших школьников.
Задачи на 2013-2014 учебный год:
- Работать над повышением эффективности и качества образования в начальной школе в условиях ФГОС.
- Усилить работу с учащимися, проявляющими интерес к познавательной и творческой деятельности. Продолжить работу над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.
- Выявлять и развивать способности каждого ученика, формировать духовно богатую, свободную, физически здоровую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными базовыми знаниями.
- Овладевать учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
Работа велась по направлениям:
- Методическая деятельность (изучение новых подходов в методике преподавания в начальных классах, обмен опытом)
- Информационная деятельность (изучение ФГОС, изучение современных педагогических технологий)
- Аналитическая деятельность (анализ успеваемости учащихся, результатов контрольных работ)
- Организационная деятельность (организация работы с одарёнными детьми, участие в конкурсах, олимпиадах, организация внеурочной деятельности)
В 2013-2014 учебном году было проведено шесть заседаний школьного методического объединения, на которых были рассмотрены следующие вопросы:
- Современное качество образования;
- Проектная деятельность как основа развития внутренней мотивации младшего школьника;
- Системно-деятельностный подход в обучении как условие формирования позитивной мотивации учения у младших школьников;
- Универсальные учебные действия – фундамент успешности ребёнка;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, имеющих повышенную мотивацию к учению.
Учителя начального звена активно принимали участие в школьных предметных неделях: неделя русского языка и литературы, неделя математики, неделя естественно-научных дисциплин. Были проведены открытые мероприятия:
- Урок математики в 3 классе по теме: «Текстовые задачи на кратное сравнение», учитель Герасимова К.В.;
- Урок русского языка в 4 классе по теме: « Правописание -тся и –ться в глаголах», учитель Бабич Л.И.;
- Урок внеклассного чтения в 1 классе по теме: «В мире сказок», учитель Мирохватова О.В.;
- Внеклассное мероприятие по окружающему миру во 2 классе по теме «В гости к зиме», учитель Кильдюшова С.М.
На протяжении всего учебного года учащиеся начальных классов принимали активное участие в городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах:
- В международном конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок – 2013» приняли участие 14 человек 2-4 классов;
- Во всероссийском конкурсе «КИТ» приняли участие 14 учащихся2-4 классов;
- В международной математической игре-конкурсе «Кенгуру – 2014» приняли участие 9 человек 3-4 классов;
- В международном конкурсе по естествознанию «ЧИП – 2014» приняли участие 19 человек 1-4 классов.
Учащиеся начальных классов приняли участие в городских предметных олимпиадах младших школьников. Три участника стали призёрами:
- Ефимова Александра (2 класс, призёр городской предметной олимпиады по русскому языку);
- Пантюхова Надежда (3 класс, призёр городской предметной олимпиады по русскому языку);
- Хасанова Регина (4 класс, призёр городской предметной олимпиады по окружающему миру).
В рейтинге образовательных организаций по сумме баллов победителей и призёров предметной олимпиады младших школьников МОУ ООШ № 21 заняла 9 место.
В течение учебного года проводился учёт и контроль знаний учащихся. На методическом объединении рассматривались причины невысокого качества успеваемости и пути ликвидации пробелов в знаниях по предметам начальной школы. На методических совещаниях рассмотрена методика проведения комплексных работ, проанализированы результаты проведения комплексных работ.
Таким образом, в 2013-2014 учебном году работа методического объединения учителей начальных классов велась в соответствии с составленным планом, заслуживает хорошей оценки. В следующем учебном году основным вопросом остаётся реализация ФГОС начального общего образования. Определены задачи на 2014-2015 учебный год.
Руководитель ШМО учителей начального звена МОУ СОШ №21 Герасимова Кристина Валерьевна.
|